Статьи, публикации > История мозаики > Искусство на все времена

Есть виды искусства, которые существовали и будут существовать всегда. Наравне с музыкой и живописью, к таким видам творческой деятельности человека относится и мозаичные творения. Удивительно, но и в наш прагматичный век шедевры мозаики продолжают появляться на свет.

Ровесница человечества
Мозаика создавалась человеком с незапамятных времен - тогда достаточно было красиво сложить отшлифованные природой камешки. Неудивительно, что к временам средиземноморской античности мастера этого вида искусства уже создавали в домах зажиточных греков и римлян сложные рисунки из разноцветной морской гальки и кусочков мрамора. Прекрасные примеры мозаичного творчества времен до нашей эры сохранились и в итальянских Помпеях, и на острове Кипр.

Любопытно, что ранее христианство, преградившее исторический путь многим античным видам искусства в случае с мозаикой, наоборот способствовало ее возрождению на новом этапе. Оказывается, интерьеры католических церквей того времени оказались излишне темными для росписей на стенах и куполах. Только яркая мозаика смогла заставить духовные лики по настоящему показать свое величие. Еще дальше пошли мастера византийских храмов. Составляя панно из прозрачной смальты, зодчие подкладывали под нее золотую фольгу. Те переливы света, которые рождал каждый отдельный элемент, завораживали прихожан мистической игрой солнечных лучей. Зайдя в знаменитый храм Св. Марка в Венеции в этом можно убедиться и поныне.

Ренессанс стал революционным периодом для мозаичного искусства, именно тогда появилось принципиально новое направление в этом ремесле. Известная с древности римская мозаика набиралась из бесчисленного множества разноцветных, но практически одинаковых по форме элементов. В эпоху Возрождения мозаичные панно стали создавать, вырезая крупные куски камня по форме рисунка. Так появилась флорентийская мозаика, лучшие примеры которой можно встретить в оформлении интерьеров величайших дворцов Европы. Интересно, что такие мозаичные картины оставили свой след не только в оформлении полов и стен, они также были востребованы мебельных дел мастерами.

Россия, как это нередко бывает, шла к мозаичным шедеврам особым путем. Русская мозаика отличалась тем, что точно подогнанные тончайшие пластинки уральских полудрагоценных камней благодаря сложнейшей работе на криволинейных поверхностях создавали ощущение монолитного объема не "испорченного" швами. К развитию этого ремесла в России прямое отношение имел Михаил Васильевич Ломоносов, да и крупнейшее мозаичная картина тоже находится в нашей стране - в Петербургском храме Спаса на Крови.

Старинные мозаичные картины можно найти, пожалуй, во всех частях света. Это неудивительно, ведь мозаика не только красива. От наполняющего ее камня она позаимствовала небывалую долговечность. Поэтому, память о творениях мастеров мозаичного искусства остается не просто на века, не сотрется она и через тысячелетия.

На новом витке
Возврат к традициям прошлого весьма характерен для нашего времени. Вот и мозаика после временного забвения снова выходит в авангард архитектурной моды. Этот случай можно назвать повторением истории на новом витке. Мозаичные панно, столь похожие на древние, создаются с использованием принципиально других технологий. Возьмем, например, обработку камня. В рабовладельческом Риме трудоемкая операция по формированию кубических элементов мозаики не служила препятствием для создания шедевров - с помощью примитивных металлических клиньев и молотков камню естественно округлой формы с трудом, но придавали правильный геометрический облик. Зодчие XXI века чаще всего применяют для этой же цели совсем другую технику - распил каменных элементов на станке. Готовые кубики должны пройти шлифовку в специальном устройстве. Только после этого на распиленных поверхностях появится цвет и текстура камня, весьма похожая на древнюю.

Интересен тот факт, что современные мастера мозаик копируют не древний облик мозаичных панно, а тот их вид, который достался нам спустя тысячелетия. Созданные в наше время каменные картины, как правило, специально "старятся" - так рождается облик античного изделия, как будто просуществовавшего многие столетия. Нередко современные работы являются полноценными репликами известных мозаичных панно прошлого. Впрочем, возможны и противоположные варианты, не скрывающие свою молодость.

Популярность мозаики, как и всякая мода, вызвала ажиотаж, в данном случае, мозаичного производства. Нередко создание каменных панно, буквально поставлено на конвейер. Обычные рабочие, не обладающие вкусом и талантом, без творческих терзаний вкладывают нужный элемент мозаики в соответствующую область картины. Так порождается множество идентичных и довольно примитивных работ. Есть ли у таких мозаик право на существование? Конечно да, но роль их, проводя аналогию с живописью, сводится к напечатанным в типографии репродукциям Джоконды. К искусству подобные творения имеют весьма отдаленное отношение.

Как и полагается, настоящие произведения мозаичного искусства встречаются редко. В мире есть несколько мест, где и в наше время создаются уникальные шедевры. К радости российских патриотов, нужно сказать, что один из таких центров находится в Петербурге. Трудно поверить, но в районе Черной Речки, в мастерских компании "Стрелец - Камины Петербурга" создаются произведения искусства, сравнимые, а в чем-то превосходящие мозаики Великой Античности.

Причина превосходства Петербургской мозаики кроится во многих слагаемых, но главным из них, скорей всего, является сам настрой на создание не просто продукции, а произведений искусства. Простой суммы из качественных материалов, квалификации мастеров и современного оборудования недостаточно - необходимым "компонентом успеха" является и вложенная в работу душа. Причем, чтобы произведение искусства получилось, вдохновение должно охватить сразу нескольких человек. Понятно, что архитектор, разрабатывающий проект и художник, создающий мозаику должны чувствовать друг друга, однако их компаньоном в создании шедевра должен выступить и заказчик каменного панно. Его задача - воспринять заказ как приобщение к высокому искусству. Положительный настрой и атмосфера доверия между этими тремя людьми действительно могут творить чудеса!

Иллюстрации лишь частично передают красоту петербургской мозаики. Переливы цвета, рельеф и мельчайшие детали рисунка все равно остаются за кадром. Хорошо различимо одно - мозаика XXI века, также как и ее предки оставит память о нашем времени в веках и тысячелетиях.

← Перейти к списку статей

Из свободных источников,
28.08.2006.